История Училища

Хоровое училище имени М.И. Глинки – старейшее профессиональное учебное заведение России, так в 1479 году с появлением малолетних певчих при Хоре Государевых певчих дьяков основанный указом Великого Князя московского Иоанна III тремя годами ранее, стала выстраиваться система профессионального музыкального образования, не имевшая себе равных на протяжении многих столетий и в значительной степени сохранившая свои достоинства и по настоящее время.
Малолетние певчие принимали участие в торжествах по поводу основания новой столицы Государства Российского, и дальнейшая история этих необыкновенных мальчиков навсегда оказалась связанной с историей Града Петрова.
21 сентября 1738 года - дата также весьма знаменательная  в истории музыкального образования в нашей стране, ибо именно с этого момента начинается период регулярного, систематического (а не индивидуального, как было ранее) музыкального образования.
В этот день Императрица Анна Иоанновна подписала Указ об открытии в городе Глухове Черниговской губернии специальной школы, где двадцать тщательно отобранных мальчиков должны были обучаться пению и игре на инструментах «дабы из имеющихся певчих всякий мог способен быть и при Высочайшем дворе, когда надобность в них на место убылых и спадающих с голосов настоять будет».
Именно здесь началось формирование ярких русских музыкантов XVIII столетия – Дмитрия Бортнянского и Максима Березовского. Наиболее даровитые ученики направлялись  в дальнейшем Двором для совершенствования в Европу. И, надо сказать, не затерялись там, а, напротив, снискали талантами и трудами своими добрую славу. Максим Березовский был принят в члены Болонской Академии музыки, а за Дмитрием Бортнянским закрепилось прозвание «русского Моцарта».
Звучание Хора во все времена вызывало восхищение современников, тем более интересны свидетельства иностранных музыкантов, оставивших свои впечатления, напоминающие скорее соревнования в «дифирамбическом штиле: «голоса сопрано, то есть детей, так как ни одна женщина не входит в состав капеллы, звучат с исключительной чистотой и мягкостью, голоса басов – сильны, густы и поражают своей мощностью. Я не помню, слышал ли я когда-нибудь раньше подобное пение. Для любителя искусства Императорская капелла стоит того, чтобы ради нее одной предпринять путешествие в Петербург» (Маркиз де Кюстин).
Позже величайшие музыканты оставили не менее интересные отзывы о звучании и исполнительском мастерстве этого коллектива - Р. Шуман в своём дневнике писал: «Капелла – самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно». Восторженно отзывались о Хоре Лист и Адан. Замечательны высказывания Берлиоза: «Мне представляется, что хор Капеллы русского Императора, состоящий из восьмидесяти певчих мужчин и мальчиков, - превосходит все существующие в подобном роде в Европе. Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих – это всё равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории».
Высочайший исполнительский уровень Хора Капеллы мог быть обеспечен только превосходной системой обучения и воспитания музыкантов; любопытно, что во второй половине XIX столетия малолетние певчие (в количестве около 100 мальчиков) были размещены в Приоратском дворце в Гатчине, где они жили, обучались и репетировали.
1856 год – год основания регентских, 1858 - инструментальных классов, во главе которых в дальнейшем был утверждён Н.А. Римский-Корсаков (в 1883 году), вклад которого в процесс воспитания будущих музыкантов невозможно переоценить. Именно с этим периодом связаны имена ярких музыкантов, взращённых в классах Капеллы. Заложенные традиции профессионального музыкального образования в значительной степени удаётся сохранить и по сей день. Достаточно упомянуть имена выпускников Хорового училища, составляющих сегодня основу концертной афиши не только крупнейших городов России, но и достаточно хорошо известных во многих странах, среди них - В. Чернушенко, Д. Китаенко,  А. Дмитриев,  В. Атлантов,  Р. Мартынов,            С. Бычков, А. Чистяков, В. Успенский, С. Легков, В. Нестеров, А. Борейко, В. Зива, А. Морозов, А. Петренко, А. Аниханов, Д. Штода...... список может быть продолжен бесконечно, ибо каждый выпуск училища приносит новые имена, которые делают концертную жизнь более красочной.
События 1917 года внесли определённые сложности в логику развития образовательно-творческого процесса, однако, несмотря на частые и иногда нелепые смены названия нашего учебного заведения в этот период – образовательный процесс был сохранён. Трагедия Отечественной войны привела к эвакуации Капеллы в г. Горький, а Училища - в  деревню Арбаж Кировской области.
В 1944 году усилиями А.В. Свешникова, Художественного руководителя Хора мальчиков, Хоровое училище было переведено в Москву, своим переездом положившим основу Московскому Хоровому училищу, в настоящее время Хоровой академии имени А.В. Свешникова.
Возвращение в Ленинград части мальчиков и начало занятий в Училище произошло в 1946 году, причём, несмотря на своё название «Хоровое училище при Ленинградской академической Капелле».
Однако, все перечисленные тяготы ХХ столетия, а наряду с ними: вытеснение и запрет значительной части жемчужин русского музыкального репертуара; перенос столицы; ряд других причин привели к утере весьма существенной функции, которую на протяжении столетий исполняли как малолетние певчие, так и прославленный коллектив, являющийся их прямым  преемником – Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки. И функция это представительская, подчёркивающая величие нашей Отчизны в главном достоянии человечества – его Культуре и Традициях. Не случайна роль малолетних певчих – роль Императорских Придворных певчих, подчёркивавших достоинства Великого Государства Российского и воспевающих своим мастерством ему Славу.
Возможность гордиться своей историей, своей культурой – есть потребность нормального гражданина любой страны, а видеть пред собой юных музыкантов, блистательно сохраняющих в своём исполнительстве эти качества, есть, возможно, наилучшее доказательство не только преемственности поколений, но и сохранения фундаментальных культурных ценностей России.
Многие годы последнего столетия Хором мальчиков руководили такие выдающиеся  хоровые  дирижёры  как   А. Свешников,  П. Богданов,  Ф. Козлов. С 1991 года художественное руководство Хором мальчиков было возложено на Владимира Беглецова. Ему удалось внести заметный вклад в обогащение репертуара, профессионализацию звучания. Хор мальчиков много гастролирует, его богатым, эмоционально насыщенным звучанием,  наслаждались слушатели Великобритании, Германии, Дании, США, Франции, Испании, Швейцарии, Голландии, Австрии, Словении, Хорватии, Латвии.
В последние годы во время своих гастрольных выступлений за рубежом, Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки пел в Зале Берлинской Филармонии (Западный Берлин 1989 год), Королевском Альберт-холле (Лондон 1990 год), Организации Объединённых нации (Нью-Йорк 1990 год), участвовал в Европейском Фестивале хоров в Швейцарии (Базель 1992 год), Международных хоровых фестивалях во Франции (1994 год) и Латвии (1995 год). Хор также участвовал в специальных культурных программах под эгидой ООН: «Фестиваль искусств» в Дании, «300-летие установления дипломатических связей между Россией и Голландией», 300-летие Санкт-Петербурга. Участвовал в культурной программе саммита руководителей стран Большой восьмёрки в Санкт-Петербурге. (2006 год).

X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
Тема обращения